Владимир Плоткин и его уникальная «матричная» архитектура

Влaдимир Иoнoвич Плoткин являeтся aктивнoй и яркoй личнoстью в aрxитeктурнoй oблaсти, oблaдaeт рaзличными нaгрaдaми и звaниями, сoстoит в прoфeссиoнaльныx oргaнизaцияx, являeтся прoфeссoрoм МАрхИ, а самое главное – руководит собственным Творческим производственным объединением «Резерв», в составе которого четыре архитектурных мастерских и мастерская интерьера и дизайна.

Владимир Плоткин родился в Ленинграде, много путешествовал вместе с семьей, а учился в столице Белоруссии – Минске. В 1980 он окончил архитектурный факультет Политехнического института, после чего начал работать по специальности: в Белоруссии пять лет занимал должность старшего архитектора «Белгоспроекта», затем еще десять лет проработал в «Моспроекте» российской столицы. Накопив богатый опыт, Плоткин открыл собственное дело, чему поспособствовало принятие закона о кооперативной деятельности. Так, в 1987 году появилось одно из первых частных архитектурных бюро «Резерв». Сначала здесь работало лишь несколько молодых специалистов, а сам Плоткин одновременно продолжал трудиться в качестве главного архитектора в Моспроекте, поскольку не хотел оставлять начатые там проекты. Кстати, в 1990 Владимир Плоткин работал в Париже над совместным советско-французским проектом – зданием Смоленского пассажа.

Архитекторы «Резерва» работают над проектами любых тематик, а также занимаются реставрацией исторических сооружений. Как сообщает Владимир Плоткин в интервью «Строительному эксперту», для него не принципиально, над каким проектом работать: любую, даже самую скучную тему архитектор может обернуть в нечто удивительное и необычайное. Конечно, бывают проекты, которые не особенно привлекают, но, по мнению Плоткина, отказываться от них не стоит: это может оттолкнуть других заказчиков и повредить репутации. Владимир Ионович убежден: архитектор должен уметь профессионально и компетентно реализовывать различные задачи, и делать то, что должен.

Сегодня ТПО «Резерв» имеет допуск на все виды проектных работ, включая здания и сооружения первого уровня ответственности, а также проектирование в особо сложных инженерно-геологических условиях. Как объясняет Владимир Ионович порталу «Строительный эксперт», «Резерв» может разработать практически любой проект благодаря комплексной структуре объединения. Здесь трудится три сотни специалистов, треть из них – архитекторы, а также существует сильный отдел инженеров, наличие которого отличает «Резерв» от большинства подобных организаций. Представить заказчику объект таким, каким он будет в реальности, помогает отдел визуализации – важный компонент для работы в нынешних реалиях. Современная архитектура в принципе неотделима от прогресса, как говорит Плоткин порталу Archi.ru. «Строительному эксперту» он сообщает, что в практику бюро активно входят BIM-технологии.  По его словам, информационное моделирование оказывается удобным при разработке действительно серьезных и сложных проектов.

Узнаваемая особенность объектов Владимира Плоткина – сетка-матрица, которую могут образовывать разные элементы: окна, витражи, балконы, разные отделочные материалы, швы стеновых панелей. Иногда одна сетка накладывается на другую и получается объемный, но вполне гармоничный дизайн фасада. По словам Плоткина в интервью строительному порталу StroyPuls.ru, бюро «Резерв» еще в конце 90-х определило методологию, которая помогала бы находить решения в самых сложных и тупиковых ситуациях.  Она основана на идее структурной и пространственной матрицы, которая содержит понятия каркаса, формы, сетки. В этом качестве могут выступать, например, улицы или сам дом. Как говорит Владимир Плоткин, каждое новое заполнение «ячеек» этой матрицы дает совершенно разные результаты.

Для Плоткина вообще каждый объект – это что-то новое и неповторимое. По его словам в беседе с Archi.ru, он едва ли поддается влиянию других мастеров и не пытается создавать архитектуру, похожую на чье-то творчество, как и не ставит целью создание непохожей. Вместо ориентирования на чьи-то работы, он просто ищет то, «что надо сделать», и реализует это.

При этом главное для архитектора – функция здания, а уже она определяет формы. В работе над внешним обликом сооружения Плоткин обыгрывает геометрические законы, пропорции и их соотношение, вследствие чего появляется его собственный авторский стиль. Его называют по-разному: модернизмом, неомодернизмом и «неоструктурализмом», однако сам Владимир к определениям относится с осторожностью и в беседе со «Стройпульс» говорит, что просто создает то, что считает адекватным времени.

Неоднократно Владимир Плоткин высказывался за плотную планировку кварталов, исключающую «разрывы» в пространстве. Именно так, по мнению архитектора, создается уютная и комфортная городская среда. «Интерфаксу» Плоткин объясняет, что кварталы со свободной планировкой, масштабной озелененной территорией могут разрастаться до огромных размеров, превращаясь в спальные и не всегда безопасные районы с отсутствием социально-контролируемой среды. Где-то такая организация пространства уместна, например, при наличии естественных природных красот, но все же, как считает Владимир, полноценный город создает именно в меру плотная квартальная застройка. В таком взгляде на градостроительство прослеживается общий схематичный подход архитектора.  

Сейчас Владимир Плоткин мечтает о создании нового, интересного и «по-настоящему» социального жилья. В интервью для сайта Архсовета Москвы он делится сожалениями о том, что государство и многие застройщики до сих пор руководствуются однотипными и скучными схемами, не вполне понимая, что действительно нужно человеку. Согласно взглядам Плоткина, главным принципом в создании социального жилья должно быть разнообразие типологий. Владимир рассказывает, что по пути смелых решений и экспериментов при проектировании соцжилья уже пошли многие страны, например, Голландия, архитектура которой стала весьма популярной именно благодаря экспериментальным недорогим, но качественным и интересным социальным постройкам. Так и в России неплохо было бы отказаться от скучной архитектуры массового жилья и использовать свежие оригинальные решения и приемы.

На данный момент портфолио архитектурного бюро Владимира Плоткина включает совершенно разные объекты, но все они запоминаются оригинальностью геометрических форм и своеобразным фасадом, обычно выполненным в виде некой сетки или матрицы, которая создает уникальный орнамент. Среди проектов «Резерва» Штаб-квартира Олимпийского Комитета России, Филармония в «Зарядье», Гостиницы 3* и 5* в Тушино на Волоколамском шоссе, Медицинский центр в поселке Коммунарка, малоэтажные ЖК «Остров фантазий», «Wine House» и «Новогорск парк», ЖК «Золотая звезда», «Триколор», МЖК «Летний сад», «Аэробус» и «Западный порт», Микрорайон «Береговой», клубный квартал «Сколково парк для Жизни».

Фотоматериалы: TATLIN

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.